Детский епархиальный образовательный центр "ВСТРЕЧА" филиал при храме во имя апостолов Петра и Павла г.о. Самара

Суббота, 22.09.2018, 02:58

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Работы педагогов Детского центра "Встреча"

РАЗРАБОТКА УРОКОВ ПО МУЗЫКЕ ДЛЯ 8 КЛАССА ПО ТЕМЕ «ДОРОГАМИ ВОЙНЫ. СОЕДИНЯЯ ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ».
УРОК I.
«ЗАВТРА БЫЛА ВОЙНА».


Цель урока: показать способность искусства воздействовать на чувства, мысли, поступки человека на примере музыки военных лет «Священная война» А.А. Александрова и «22 июня ровно в 4 часа» Е. Петербургского.

Образовательные задачи – формирование элементарного слушательского опыта на основе музыки военных лет; освоение знаний о взаимосвязи музыки и жизни, о воздействии музыки на человека; знакомство с творчеством отечественных композиторов, выдающихся хоровых коллективов.

Развивающие задачи – развитие умения слушать музыку и размышлять о ней; развитие интеллектуальной и эмоциональной сферы учащихся, способности к сопереживанию; развитие исполнительских навыков: вокально-хоровых, музыкально-ритмических; развитие мышления, памяти, воображения; развитие музыкальных способностей.

Воспитательные задачи – воспитание патриотических чувств, чувства гордости за свою страну; воспитание интереса к музыке своего народа, воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке.

Структура урока:
1. Введение в тему урока;
2. Слушание и обсуждение песни В.И Лебедева-Кумача - А.В. Александрова «Священная война»;
3. Слушание и обсуждение песни «22 июня ровно в 4 часа» Е. Петербургского;
4. Исполнение песни «22 июня ровно в 4 часа»;
5. Подведение итогов, оценивание;
6. Домашнее задание.

Тип урока – введение в тему.

Методы обучения: словесные: беседа, рассказ, объяснение; наглядные: звуковая наглядность, иллюстрации.

Методы музыкального обучения: метод размышления о музыке, метод эмоциональной драматургии.

Музыкальный материал: песня «Священная война» В.И Лебедева-Кумача - А.В. Александрова, песня «22 июня ровно в 4 часа» Е. Петербургского, песня «Синий платочек» Я. Галицкого, М. Максимова – Г. Петербургского, сообщение Совинформбюро о нападении фашистской Германии на СССР.

Оборудование урока: ноты песен «Священная война» А.А. Александрова, «Синий платочек» Е. Петербургского, презентация.

ХОД УРОКА

Если завтра война, если враг нападет,
Если темная сила нагрянет, -
Как один человек весь советский народ
За свободную Родину встанет!

В.И. Лебедев-Кумач
1. Введение в тему урока.
Здравствуйте! В этом году мы будем с вами отмечать 65-летие Победы в Великой Отечественной Войне.
ВОЙНА – короткое и жесткое слово, за которым – страх, слезы, боль, смерть.
Великая Отечественная Война никого не обошла стороной. Нет ни одной семьи, у кого не погибли бы отец, сын, брат, сестра, дочь или мать. Для нас этот праздник одновременно горестный и радостный. Радостный, потому что мы победили; горестный, потому что много людей не вернулось с войны, земля была обагрена кровью. Этот праздник напоминает нам о том, что произошло, и о том, что не должно больше НИКОГДА произойти. На протяжении последующих уроков мы с вами будем вспоминать Великую Отечественную Войну, говорить о роли искусства в этой страшной войне.
Давайте перенесемся с вами в то время, в 41-й год. Представьте, что вы жители одного из городов Советского Союза. Лето, каникулы, выпускные... 41-й год... 22 июня... И вдруг, голос Левитана из репродуктора...
♫ Сообщение Совинформбюро о нападении фашистской Германии на СССР.
Что бы вы почувствовали, когда услышали сообщение о том, что началась война, что немцы захватывают наши земли, стремительно идут вперед? (Страх, тревогу, недоверие, шок)
Вот что сказал композитор А.В. Александров по поводу начавшейся войны: «Внезапное нападение вероломного врага на нашу Советскую Родину вызвало во мне, как и во всех советских людях, чувство возмущения, гнева и мести. Я никогда не был военным человеком, но у меня все-таки оказалось могучее оружие в руках, это – песня. Песня, которая так же может разить врага, как и любое оружие...»
И действительно, не только те, кто ушел на фронт, помогали своей стране. Люди, оставшиеся в тылу, прикладывали все усилия для победы. Артисты, композиторы, поэты – все творческие люди, которых специально не брали на фронт, посвятили себя, свое творчество людям, военным и работникам тыла, чтобы помочь им выжить, побороть врага, расслабиться в редкую минуту отдыха, не сойти с ума от напряжения, событий, потрясений; чтобы поддержать мужество и решительность защитников Отечества.
2. Слушание и обсуждение песни В.И Лебедева-Кумача - А.В. Александрова «Священная война».
Война подняла весь народ на борьбу с врагом. С первых же дней войны стали появляться военные песни. Уже 27 июня А.В. Александровым на стихи В.И. Лебедева-Кумача была написана легендарная песня «Священная война». Песня стала символом того времени, своеобразным военным гимном.
Послушайте, пожалуйста, внимательно. Подумайте о характере музыки, как композитор использует средства музыкальной выразительности для передачи смысла песни?
♫ Песня «Священная война» в исполнении Ансамбля песни и пляски им.А.В. Александрова. (На экране проецируется плакат «Родина-мать зовет!»).
Что выражает эта песня? Что чувствуется с первых интонаций? (Призыв)
Посмотрите, как начинается песня (слайд с текстом песни):
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!
Эти слова наполнены патриотизмом, они призывают всю страну встать на бой с фашистами, противостать им. А как призыв выражается в самой музыке? (Интонация призыва. Восходящая мелодия).
Какой ритм у песни? (Прохлопывание ритмического рисунка). (Четкий).
О чем нам это говорит, на что похожа песня? (На марш).
Черты маршевости, даже слышится солдатская поступь. Как вы думаете, от темпа зависит характер песни? (Да, зависит). Какой здесь темп? (Средний). О чем это говорит, что вы чувствуете? (Напряженность, собранность).
Обратите внимание на то, что поэт сравнивает фашистов с черной силой, силой тьмы - «Они за царство тьмы». Враги налетели на нашу Родину внезапно, неожиданно. В нашей истории немало таких примеров: Батый, Мамай, Тохтамыш и т.д. Автор тоже сравнивает фашистов с «проклятой ордой». Фашисты – «насильники, грабители, мучители людей». Мы же боремся «за свет и мир», «за землю нашу милую»!
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна.
Идет война народная,
Священная война!
Как хорошо слова соотносятся с мелодией! Какое совмещение несовместимых слов: «ярость благородная»! Почему ярость и вдруг благородная? (Потому что «наше дело правое», мы стоим на защите своего Отечества, а фашисты нападают на нас). Посмотрите на вторую строчку: «Вскипает, как волна». Как эти слова отображены в музыке? Куда идет интонация на этих словах? (На слове «вскипает» - вверх, достигая вершины; «как волна»). Действительно, мелодия движется по нарастающей, постепенно достигая своей наивысшей точки – кульминации.
Обратите внимание, как композитор с помощью ритма, интонации выделяет слова «народная», «священная».
♫ Припев песни «Священная война».
Послушайте, что сказал о военных песнях В.И. Лебедев-Кумач: «Должны быть всяческие песни. Но песни широкого народного звучания, несущие в себе большие лозунги, большие призывы, выражающие чаяния народа, предвосхищающие их, - это самое большое, что нам рисуется в песенном творчестве и что нам предстоит сделать по линии песен Победы... Надо подойти к созданию песни с трепетом сердечным, с горячей душой. Только так и можно создавать песни, потому что песня – это, прежде всего, взволнованная речь».
Такой взволнованной речью поэта и композитора и самой первой песней Победы, до которой оставалось 4 года, стала «Священная война», бессмертная песня, как назовет ее впоследствии Георгий Жуков, маршал Советского Союза.
Плакат «Родина-мать зовет» художника И.М. Тоидзе и песня «Священная война» оказывали огромное эмоциональное воздействие на фронтовиков. Влияние этих произведений на людей было намного сильнее, чем беседы политруков. Созданный в первые дни войны плакат «Родина-мать зовет!» был размножен миллионными тиражами и в разных форматах. Репродукцию с него размером меньше даже почтовой открытки фронтовики хранили на груди рядом с партийным или комсомольским билетом, с фотографиями матерей, невест, детей. Известен случай: бойцы покидали город, один солдат, увидев на стене полуразрушенного дома плакат, воскликнул: «А как же мама моя?!». Он отстал от товарищей, снял плакат со стены, аккуратно сложил его и, сунув под гимнастерку, бросился догонять свое подразделение. И тут вражеская пуля достала его…
А теперь я предлагаю послушать вам другую песню. Послушайте внимательно, может быть, она вам знакома? Надеюсь, что да.
3. Слушание и обсуждение песни « 22 июня ровно в 4 часа».
♫ Песня «22 июня ровно в 4 часа».
(Мелодия знакомая). Хорошо. Может, вы узнаете эту песню?
♫ Песня «Синий платочек». Я. Галицкий, М. Максимов – Г. Петербургский.
Что это за песня? («Синий платочек»). Вы, наверное, удивлены, ведь звучала одна и та же мелодия, а слова – другие! Вы знаете, у каждой песни, как и у человека, есть своя судьба, своя история. Песню «Синий платочек» вы все знаете. А сегодня мы познакомимся с одним из вариантов этой песни, который называется «22 июня ровно в 4 часа» - по первой строчке песни.

Двадцать второго июня,
Ровно в четыре часа,
Киев бомбили, нам объявили,
Что началась война.

Кончилось мирное время,
Нам распрощаться пора,
Я уезжаю, быть обещаю
Верным тебе навсегда.

И ты смотри,
Чувством моим не шути,
Выйди, подруга, к поезду друга,
Друга на фронт проводи.

Впервые мелодия «Синего платочка» прозвучала в 1939 году в исполнении польского эстрадного коллектива «Голубой джаз», под руководством композитора Ежи Петербургского. Они спасались от фашистской неволи (как вы, наверное, знаете, Вторая Мировая война началась раньше Великой Отечественной, уже в 1939 году) и, приехав в Советский Союз, продолжали свою концертную деятельность.
На одном из таких концертов у поэта Я.М. Галицкого родились слова к этой мелодии.
Эта песня, как и «Священная война» А. Александрова, сопровождала советский народ на всех путях во время войны. Ее пели все. Конечно, Великая Отечественная война вызвала к жизни новые песни, но и многие старые песни неожиданно преобразились и зазвучали по-новому: «мирные» довоенные песни стали первыми военными. Так, пользуясь большой популярность, песня «Синий платочек» исполнялась в каждой землянке. Рождались новые варианты ее слов. Во время войны получило большое распространение сочинение слов на музыку известных песен – так называемый «военный фольклор».
И первым вариантом «Синего платочка» стала песня «22 июня ровно в 4 часа», которая отображала нашествие врага.
Но он не единственный. Вот еще один вариант песни, который был написан на обертке пакета с пшенным концентратом:
Вкусная пшенная каша
Жарко кипит в котелке.
Пробуя кашу,
Вспомни Наташу,
Девушку в синем платке.
И вновь, и вновь
Фрицам погибель готовь.
Помни, дружочек,
Синий платочек,
Бейся за нашу любовь!
4. Исполнение песни «22 июня ровно в 4 часа». (Текст проецируется на экран).
5. Подведение итогов, оценивание.
6. Домашнее задание: подготовить стихи и песни композиторов – бардов (В. Высоцкий, В. Турчанский, В. Берковский, Ю. Визбор, Б. Окуджава и т.д.).

II урок
Тема: «Тропами войны».

Цель урока: показать взаимодействие разных видов искусств: музыки, живописи, литературы на примере музыки послевоенных лет.

Образовательные задачи – формирование элементарного слушательского опыта на основе музыки послевоенных лет; освоение знаний о взаимосвязи музыки и жизни, о воздействии музыки на человека; знакомство с творчеством композиторов-бардов, с жанром «авторская песня», с особенностями авторской песни.

Развивающие задачи – развитие умения слушать музыку и размышлять о ней; развитие интеллектуальной и эмоциональной сферы учащихся, способности к сопереживанию; развитие исполнительских навыков: вокально-хоровых, музыкально-ритмических; развитие мышления, памяти, воображения; развитие музыкальных способностей.

Воспитательные задачи – воспитание патриотических чувств; воспитание художественного вкуса, слушательской и исполнительской культуры; воспитание личностных качеств – доброты, чуткости, отзывчивости, решительности, стойкости.

Структура урока:
1. Введение в тему урока;
2. Слушание и обсуждение песни «До свидания, мальчики» Б. Окуджавы;
3. Слушание и обсуждение песни «На безымянной высоте» М. Матусовского - В. Баснера;
4. Анализ картины В. Кохаля «На безымянной высоте»;
5. Слушание песни «Нам нужна одна победа» Б. Окуджавы;
6. Исполнение песни «Нам нужна одна победа» Б. Окуджавы;
7. Подведение итогов, оценивание.

Тип урока – расширение темы.

Методы обучения: словесные: беседа, рассказ, объяснение; наглядные: звуковая наглядность, иллюстрации, видеометод.

Методы музыкального обучения: метод размышления о музыке, метод эмоциональной драматургии.

Музыкальный материал: песня «До свидания, мальчики» Б. Окуджавы, песня «На безымянной высоте» М. Матусовского - В. Баснера, песня «Нам нужна одна победа» Б. Окуджавы.

Оборудование урока: ноты песен «До свидания, мальчики» Б. Окуджавы, «На безымянной высоте» М. Матусовского - В. Баснера, «Нам нужна одна победа» Б. Окуджавы, картина «На безымянной высоте» В. Кохаля, портреты композиторов, видеофрагмент из фильма «Белорусский вокзал», презентация.

ХОД УРОКА
Если Родина в опасности -
Значит всем идти на фронт.

В. Высоцкий.
На этот раз мне не вернуться,
Я ухожу – придет другой.
Мы не успели оглянуться –
А сыновья уходят в бой!

В. Высоцкий.
1. Введение в тему урока.
Здравствуйте! Сегодня мы продолжаем разговор о Великой Отечественной войне. Тема войны в искусстве – вечная тема. Для настоящих поэтов, композиторов осмыслить годы войны, не допустить повторения страшных событий – долг перед собой и другими людьми. Кто из бардов обращался в своем творчестве к событиям войны? (Б. Окуджава, В. Берковский, В. Турчанский, Ю. Визбор, В. Высоцкий и т.д.). Дети читают стихи.
Ах, сорок третий, сорок третий.
Проклятый сорок третий год,
Когда убитый – каждый третий,
Когда и взвод – уже не взвод.
В. Турчанский.
Я не участвую в войне,
Война участвует во мне,
И пламя вечного огня
Дрожит на скулах у меня.
В. Берковский.
Помни войну!
Пусть далека она и туманна.
Годы идут. Командиры уходят в запас.
Помни войну!
Это, право же, вовсе не странно.
Помни все то, что когда-то касалось всех нас.
Ю. Визбор.
Как вы знаете, война началась неожиданно. 22 июня по всей стране проходили выпускные балы – праздник, шары, танцы, надежда и вера в будущее! И вдруг, война…. Рушатся планы, мечты. Впереди – неизвестность... Сколько продлится война – никто не знает. И действительно, наверное, люди того страшного времени жили одним днем, потому что сегодня – ты жив, а завтра – тебя может уже и не быть.
2. Слушание и обсуждение песни «До свидания, мальчики» Б. Окуджавы.
Я хочу начать урок с песни Булата Окуджавы «До свидания, мальчики». Постарайтесь понять, о чем эта песня, какое настроение, какие чувства передает нам песня?
♫ Песня Б. Окуджавы «До свидания, мальчики».
О чем эта песня? (О том, как сначала ушли на войну мальчики, а потом девочки). Какие чувства, какое настроение она передает? (Грустное; жалость к ним, сострадание, надежду). Обратите внимание, как построена эта песня. Вот мальчики, которые, может быть, мечтали стать инженерами, начальниками каких-нибудь заводов, предприятий, собираются и уходят на войну. Мальчики со школьной скамьи идут воевать с фашистами. Как перекликается эта песня с стихотворением Д. Сухарева!
Вспомните, ребята!
Вспомните, ребята!
Разве это выразишь словами,
Как они стояли у военкомата
С бритыми навечно головами.
Д. Сухарев.
Мальчики умирают, многие из них не вернулись с войны.
Но что же делать, когда не хватает бойцов, не хватает рук? Уходят девочки, с бантиками, с косичками; которые мечтали выйти замуж, родить детишек. Надевают военную форму – сапоги, шинели – и идут помогать мальчикам...
Вы знаете, эти мальчики и девочки, перенесшие столько потрясений, несшие непосильную тяжесть, пришли домой... седыми. Настолько они повзрослели за эти годы!
3. Слушание и обсуждение песни «На безымянной высоте» М. Матусовского - В. Баснера.
За годы войны было немало великих сражений, определивших во многом дальнейший ход войны.
Какие вы знаете великие бои? (Битва за Москву, Сталинградская битва, Курская битва). А в Ленинграде были битвы? ( Там была блокада). А какие вы знаете города-герои? (Сталинград, Ленинград, Москва, Брест...)
Кроме основных битв были и малые бои. Все, конечно, мы перечислить не сможем. Но, хотя они и были малыми боями, это не значит, что они не важны. Каждый бой либо отодвигал нас от победы, либо вел к ней. И сейчас мы как раз послушаем с вами песню о таком малом бое, который имел огромное значение. Это песня В. Баснера на слова М. Матусовского «На безымянной высоте».
♫ Песня «На безымянной высоте» (на экран проецируется картина В. Кохаля «На безымянной высоте»).
Какой характер у музыки? (Сдержанный, суровый). Что мы можем сказать о мелодике песни? (Скупая). От какого лица идет изложение песни? (От первого лица). Это рассказывает реальный участник событий. Поэтому ни капли лиризма, мелодия очень собранная. Чувствуется напряжение в каждой интонации. Все силы, воля просто сжаты в кулак. Из последних сил, но держаться, не смотря ни на что!
Ритмический рисунок ровный? (Нет, не ровный). Да, пунктирный рисунок только подчеркивает весь накал ситуации. Какова роль аккомпанемента? Простая поддержка мелодии? (Нет, он придает музыке строгость). Действительно, аккомпанемент выступает в роли какого-то внутреннего стержня, не только музыкального, но и человеческого, он не дает расслабиться.
Эта песня не выдумана. Все, о чем в ней поется, было в действительности. Недалеко от дороги, идущей на Калугу, там, где Калужская область соседствует со Смоленской, стоит поселок Рубежанка. И есть там настоящая высота. На военных картах времен Великой Отечественной ее обозначали отметкой 224,1. 14 сентября 1943 года на этом рубеже вели бой 18 бойцов-храбрецов, сибиряков-добровольцев под руководством лейтенанта Евгения Порошина.
Защита этой высоты была поистине героической. Вот только один эпизод боя за эту крошечную частичку нашей земли: «Бойцы, отбивавшие одну атаку за другой, нуждались в кратковременной передышке для того, чтобы сменить и перезарядить пулеметные и автоматные диски, отхлебнуть из фляжки глоток воды, перевязать раненых товарищей. И тогда один из них, Николай Голенкин, решил отвлечь огонь врага на себя. В окровавленной и изодранной гимнастерке поднялся он во весь рост и пошел прямо на гитлеровцев. Рука его была перебита, и потому он держал автомат в правой руке, стреляя из него на ходу. Так он прошел метров 15-20. Казалось, он шел долго. На этом пути был еще несколько раз ранен, но, даже падая, успел сделать несколько шагов вперед». Представляете, какой подвиг! И это не единственный пример.
И вот, через 20 лет после этого поразительного боя, была написана песня на его сюжет – «На безымянной высоте». Теперь, когда слышишь ее, даже не верится, что она сложена в послевоенную пору. Так и кажется, что она оттуда – из войны. Не правда ли?
В песне есть такие слова:
Нас оставалось только трое
Из восемнадцати ребят...
Но как выяснилось, что в действительности после боя за высоту в живых осталось только двое. Один из них – Герасим Ильич Лапин – был оглушен и контужен в том бою. Засыпанный землей от разрыва снаряда, он пролежал под кустом до наступления темноты, а потом ползком добрался до своих. Другой защитник высоты – Константин Николаевич Власов – был ранен, попал в плен. Бежал, скрывался в лесу, а затем воевал в партизанском отряде.
Оба они дожили до того дня, когда на месте их боя и гибели их товарищей был сооружен памятник. Рядом с ним – землянка, над которой высится та самая «обгоревшая сосна» из песни.
4.Анализ картины В. Кохаля «На безымянной высоте».
Художник В. Кохаль в своей картине «На безымянной высоте» запечатлел тот бой. Кто изображен на первом плане? (Солдат). Раненный солдат с оружием. Он вызывает жалось? (Нет, уважение). Почему? Что выражает весь его облик, взгляд? Страх? Боль? (Нет, бесстрашие, неколебимую волю победить). Обратите внимания, что художник запечатлел солдата в коротком моменте передышки: вот, кажется он только что копал окопы, выпрямился, посмотрели вперед, и как бы сказал себе и врагам, направив в их сторону свой твердый взгляд: «Это моя земля!». Одна рука с любовью лежит на земле: «Я не дам тебя в обиду!».
Посмотрите, как созвучны эти два произведения: песня и картина «На безымянной высоте»!
5. Слушание песни «Нам нужна одна победа» Б. Окуджавы.
Сегодня мы с вами уже слушали песню Б. Окуджавы «До свидания, мальчики». Теперь мы послушаем еще одну его песню, из кинофильма «Белорусский вокзал», которая называется «Нам нужна одна победа». Я думаю, многие из вас видели этот фильм. Я напомню краткое содержание: «Четверо фронтовых друзей встречаются спустя много лет после войны на похоронах своего бывшего однополчанина. Они не виделись четверть века. Сколько значит? (25 лет). И в этот, насыщенный событиями, оказавшийся очень значительным для них день проверяется на прочность их фронтовая дружба, сила и крепость их боевого солдатского братства. И оказывается, что они верны им по-прежнему, готовы прийти на помощь друг другу, постоять за правду. Кульминационный эпизод фильма, когда четверо друзей приходят в гости к бывшей медсестре своего десантного батальона. Помянув боевого товарища и припомнив былые бои, друзья-однополчане просят хозяйку спеть любимую песню их 10-го батальона.
♫ «Нам нужна одна победа» Б. Окуджава (фрагмент из фильма «Белорусский вокзал»).
Первоначально песни в сценарии не было, было только упоминание о ее необходимости. Режиссер фильма «Белорусский вокзал» Андрей Смирнов считал, что это должна быть песня, которую сложил в далекие военные годы участник войны – пусть не очень умело, но искренне. За помощью обратились к поэту-фронтовику Б. Окуджаве. Вскоре он написал песню. В фильме она звучит, как и должна была звучать: «без особого уменья, на нерве». В одной из рецензий на фильм писалось о сцене, где звучит эта песня, о кадрах, которые никого не оставляют равнодушными: «Тут не скажешь: «скупая мужская слеза». В открытости эмоций и в том, как долго они сдерживались, чувствуется замысел, который преследует цель активного, требовательного вторжения в духовный мир зрителя. В этой тревожащей, будоражащей интонации соединились молодость режиссера и сценариста, не бывших на войне, но захотевших пережить ее, и зрелость поэта-фронтовика, оглянувшегося на себя в прошлом».
Прежде чем исполнить эту песню, хочу вас настроить строчками письма одного из защитников Сталинграда домой. Оно как раз отражает настроение людей военного времени. То, что действительно была «нужна одна победа, одна на всех».
«Дорогие братья и сестры, наши отцы и матери, все родные земляки! Пишем вам в развалинах дома, где проходит боевой рубеж. Нет ни стен, ни потолка, ни окон – все разрушено снарядами и бомбами. А мы стоим, будем стоять до конца. Фашистов дальше не пустим. Не только мы, но и все так клянутся – защитники города на Волге, вставшие непроходимой стеной на пути вражеских полчищ. Заверяем, что Сталинград для гитлеровцев станет могилой. А вы там, на полях, работайте, не жалейте сил, как мы жизни своей. Сообща будем нещадно бить ненавистного врага...».
6. Исполнение песни «Нам нужна одна победа» Б. Окуджавы.
7. Подведение итогов, оценивание.
Песни, которые прозвучали на этом уроке – все послевоенные. Как вы думаете, почему, рассказывая о военных событиях, мы обратились к послевоенным песням? (Потому что они написаны о войне. В них как раз отражаются военные события, о них забывать нельзя).
В чем заключается сила этих песен? (В выразительной мелодике и искренности стихов). Особого умения для исполнения этих песен не требуется, главное - это прочувствовать, как точно сказал Б. Окуджава: пение «на нерве». Такой песне не нужны украшения и спецэффекты. Она должна идти от сердца к сердцу.

III урок
Тема: «Это радость со слезами на глазах...»

Цель урока: подчеркнуть жизненность и правдивость искусства на примере музыки послевоенных лет.

Образовательные задачи – формирование элементарного слушательского опыта на основе музыки послевоенных лет; освоение знаний о взаимосвязи музыки и жизни, о воздействии музыки на человека, закрепление представлений детей о жанре авторской песни.

Развивающие задачи – развитие умения слушать музыку и размышлять о ней; развитие интеллектуальной и эмоциональной сферы учащихся, способности к сопереживанию; развитие исполнительских навыков: вокально-хоровых, музыкально-ритмических; развитие мышления, памяти, воображения; развитие музыкальных способностей.

Воспитательные задачи – воспитание патриотических чувств; любви и гордости за свою страну; воспитание художественного вкуса, слушательской и исполнительской культуры; воспитание личностных качеств – доброты, чуткости, отзывчивости, решительности, стойкости.

Структура урока:
1. Введение в тему урока;
2. Слушание и обсуждение песни «Братские могилы» В. Высоцкого;
3. Слушание и обсуждение песни «Журавли» Р. Гамзатова – Я. Френкеля;
4. Слушание песни «Алеша» К. Ваншенкина – Э. Колмановского;
5. Исполнение песни «День победы» В. Харитонова – Д. Тухманова;
6. Подведение итогов, оценивание.
7. Домашнее задание.

Тип урока – расширение темы.

Методы обучения: словесные: беседа, рассказ, объяснение; наглядные: звуковая наглядность, иллюстрации.

Методы музыкального обучения: метод размышления о музыке, метод эмоциональной драматургии, метод музыкальных обобщений.

Музыкальный материал: песня «Братские могилы» В. Высоцкого, песня «Журавли» Р. Гамзатова – Я. Френкеля, песня «Алеша» К. Ваншенкина – Э. Колмановского, песня «День победы» В. Харитонова – Д. Тухманова.

Оборудование урока: ноты песен «Братские могилы» В. Высоцкого, «Журавли» Р. Гамзатова – Я. Френкеля, «Алеша» К. Ваншенкина – Э. Колмановского, «День победы» В. Харитонова – Д. Тухманова, портреты композиторов, презентация.

ХОД УРОКА

1.Введение в тему урока.
Здравствуйте! Сегодня уже третий урок, который мы посвящаем Великой Отечественной войне. Но эта война стоит того, чтобы о ней много говорили.
Вы знаете, что во время войны погибло очень много людей. Иногда просто не было времени хоронить. Зачастую не всегда были известны даже имена погибших. Поэтому возникли так называемые братские могилы, где хоронили сразу по 50-100 человек, без написания имен.
2. Слушание и обсуждение песни В. Высоцкого «Братские могилы».
Владимир Высоцкий написал песню, которая так и называется «Братские могилы». О чем рассказывается в этой песне?
♫ Песня «Братские могилы» В. Высоцкого.
Посмотрите на слова и, приводя цитаты, опишите, о чем на ваш взгляд, эта песня. (О том, что человек стоит на кладбище и смотрит на братские могилы, на Вечный огонь. И перед его глазами предстают картины войны: «вставала земля на дыбы», «вспыхнувший танк, горящие русские хаты», «горящий Смоленск и горящий рейхстаг, горящее сердце солдата». Сейчас на месте всего этого: гранитные плиты, Вечный огонь).
В. Высоцкий дважды подчеркивает мысль, что вдовы не ходят на братские могилы, т.к. не знают, где похоронены их мужья, а может быть просто верят, что любимые еще живы.
Скажите, а вы когда-нибудь видели братские могилы? В Санкт-Петербурге есть Пискаревское кладбище. На нем огромное количество братских могил. В годы Великой Отечественной войны и ленинградской блокады оно стало одним из основных мест захоронения умерших жителей города. По всей территории кладбища были вырыты траншеи для братских могил, в которых за 4 года войны было похоронено более 470 тысяч человек. Среди них нет более или менее известных личностей; большинство могил – безымянные, и о покоящихся в них людях известно лишь то, что когда-то они защищали Ленинград или просто пытались выжить в окруженном городе. Так и у Высоцкого в песне:
Здесь нет ни одной персональной судьбы –
Все судьбы в единую слиты.
В центре кладбища был установлен величественный монумент – гранитная стела, над которой возвышается бронзовая скульптура «Мать-Родина». На кладбище горит Вечный огонь.
3. Слушание и обсуждение песни Р. Гамзатова – Я. Френкеля «Журавли».
А сейчас прозвучит еще одна песня. Я не буду говорить название, давайте просто внимательно вслушаемся в смысл песни.
♫ Песня «Журавли» Р. Гамзатова – Я. Френкеля в исполнении М. Бернеса.
Я хочу вам прочитать одно стихотворение, которое написал В. Высоцкий. Названия оно не имеет. Послушайте его и подумайте, почему я решила его прочитать сейчас.
В плен – приказ – не сдаваться, – они не сдаются,
Хоть им никому не иметь орденов.
Только черные вороны стаею вьются
Над трупами наших бойцов.

Бог войны – по цепям на своей колеснице,–
И в землю уткнувшись солдаты лежат.
Появились откуда-то белые птицы
Над трупами наших солдат.

После смерти для всех свои птицы найдутся –
Так и белые птицы для наших бойцов,
Ну а вороны – словно над падалью вьются
Над черной колонной врагов.

Как вы думаете, почему я прочитала это стихотворение? (Оно похоже на предыдущую песню. И там, и здесь солдаты сравниваются с белые птицами, журавлями.). Как вы думаете почему? (Наши солдаты погибли за правое дело, защищая свою Родину).
В песне, как вы правильно заметили, авторы сравнивают солдат с журавлями. Журавли летят по небу, подавая голоса нам, «тем, кто остался на земле». И, благодаря этому, мы помним еще о них. Автор выявляет надежду, что и он, когда-то превратится в журавлей, примкнет к той журавлиной стае, и его тоже будут вспоминать. К какому песенному жанру мы можем отнести эту песню? Песня – призыв? (Песня – размышление). Песня с большим философским значением, погибшие за Родину солдаты будут всегда живы для нас, если мы будем их помнить.
Я. Френкль очень точно почувствовал строй стихотворения. Песня, исполняется с декламацией, задумчиво и не спеша. Увидев, в осеннем небе журавлей, не торопитесь, а остановитесь и прислушайтесь к их тоскливому крику, задумайтесь о тех, кого нет с нами.
4. Слушание песни «Алеша» К. Ваншенкина – Э. Колмановского.
После войны осталось много памятных мест... Есть на древней болгарской земле удивительно красивый, утопающий в ярком многоцветье и зелени садов город Пловдив – свидетель многих событий, свершившихся за более чем тысячелетний период его существования. Следы и память о них молчаливо хранят его улицы и дома. И все-таки, пожалуй, самая яркая достопримечательность, без которой представить Пловдив уже невозможно, – это величественный Холм освободителей. Венчает его 18-метровая фигура советского воина, в плащ-палатке, с автоматом и букетом роз, высеченная из гранита. Этого русского солдата в Болгарии любовно назвали Алеша. Памятник был открыт в 1957 году. В Болгарии сохранилось такое поверье, что, когда в сентябре 1944 года советские воины вошли в город, жители вышли им навстречу с букетами роз. Взяв цветы, один из солдат сказал: «Пока мои руки держат в руках оружие, розы никогда больше не будут обрызганы кровью». Молва сохранила имя солдата, ласковое, певучее, передававшееся из уст в уста, – Алеша.
После того, как в 1962 году советский композитор Эдуард Колмановский посетил Болгарию, родилась песня «Алеша», которую мы с вами послушаем.
♫ Песня «Алеша» К. Ваншенкина – Э. Колмановского (на экран проецируется картина с памятником воина-освободителя в Пловдиве).
Эта песня многими любима, а в Пловдиве, по решению городского совета, она даже утверждена официальным гимном города. Алеша живет в сердцах, в мечтах и надеждах, в делах болгарского народа и бережет их всех от войны, потому что его, каменного, наши враги боятся сейчас не меньше, чем тогда, когда он был живой.
5. Исполнение песни «День победы» В. Харитонова – Д. Тухманова.
В заключение урока предлагаю исполнить всем вам известную песню, строчкой из которой назван наш сегодняшний урок. Как она называется? («День победы»). Авторами этой песни являются поэт В. Харитонов и композитор Д. Тухманов.
Давайте послушаем, а потом вы мне скажете, какой жанр она вам напоминает.
♫ Песня «День Победы» В. Харитонова – Д. Тухманова.
Какой жанр? (Марш). По каким характерным чертам вы догадались, что это марш? (Ритм маршеобразный, рубленый, четкий). Как вы думаете, на какие слова приходится кульминация? (День победы). Конечно, именно строчка «это радость со слезами на глазах» является главной мыслью песни, именно от этой строчки у В. Харитонова родилась вся песня. Рефреном звучит и строчка «этот день мы приближали, как могли». Поэт даже писал объяснение об этом в интервью: «Эта мысль для меня очень важна: ведь именно так было с каждым моим соотечественником в каждый из почти полутора тысяч тех жестоких дней – приближали Победу как могли. Это и про мою маму, которая все четыре года работала медсестрой в госпитале. И про отца, заслужившего в ту пору орден Ленина. И про мою жену, которая, тогда еще совсем девчонка, на крыше вот этого самого дома на улице Горького тушила зажигательные бомбы. И про ее отца, члена партии с восемнадцатого года, сложившего голову в рядах народного ополчения...»
Жанр песни вы определили правильно. Композитор писал об этом так: «Получил от Владимира Гавриловича стихи, и захотелось написать песню в жанре старинного русского марша. Именно такую музыку разносили духовые оркестры, когда в 41-м провожали на вокзальных перронах бойцов, а потом, в 45-м, встречали их, вернувшихся с войны».
Песня эта была написана в 1975 году, спустя 30 лет после окончания войны. Впервые песня прозвучала в праздничной передаче телевизионного «Голубого огонька», посвященной 30-летию Победы в исполнении Леонида Сметанникова. Песню приняли по-разному. Было и много критики. Но, когда «День победы» исполнил Лев Лещенко, были сняты все вопросы и сомнения. С тех пор песня прижилась и стала одной из самых популярных и дорогих.
Исполнение песни «День победы» В. Харитонова – Д. Тухманова.
6. Подведение итогов, оценивание.
Мы с вами прослушали много песен, посвященных Великой Отечественной войне. Почему же эти песни звучат в нас даже сейчас? Многие поэты, композиторы были на фронте, видели своими глазами все, что там происходило. Поэтому, наверное, их произведения выглядят так живо. В них отражены события не придуманные, а пережитые ими самими. Тема войны для поэтов-фронтовиков, для композиторов времен войны всегда отзывается болью в их сердцах. А если написано о том, что выстрадано, это найдет отзвук в сердцах людей.
7. Домашнее задание: подготовить военные песни в современной обработке.

IV урок
Тема: «Нам дороги эти позабыть нельзя...»

Цель урока: показать современность и актуальность песен военной и послевоенной поры.

Образовательные задачи – формирование элементарного слушательского опыта на основе музыки послевоенных лет; освоение знаний о взаимосвязи музыки и жизни, осознание понятия «современная музыка».

Развивающие задачи – развитие умения слушать музыку и размышлять о ней; развитие интеллектуальной и эмоциональной сферы учащихся, способности к сопереживанию; развитие исполнительских навыков: вокально-хоровых, музыкально-ритмических; развитие мышления, памяти, воображения; развитие музыкальных способностей.

Воспитательные задачи – воспитание патриотических чувств, чувства любви и гордости за свою страну; воспитание художественного вкуса, слушательской и исполнительской культуры; воспитание личностных качеств – доброты, чуткости, отзывчивости, решительности, стойкости.

Структура урока:
1. Введение в тему урока;
2. Сравнительный анализ песни «Журавли». Исполнение песни группой «Високосный год». Исполнение песни Д. Хворостовским;
3. Слушание песни «Я не видел войны» А. Макаревича;
4. Слушание и исполнение песни «От героев былых времен» Р. Хозака – Е. Аграновича;
5. Подведение итогов, оценивание.

Тип урока – расширение темы.

Методы обучения: словесные: беседа, рассказ, объяснение; наглядные: звуковая наглядность, иллюстрации, видеометод.

Методы музыкального обучения: метод размышления о музыке, метод эмоциональной драматургии, метод тождества и контраста, метод музыкальных обобщений.

Музыкальный материал: песня «Журавли» в исполнении Д. Хворостовского и группы «Високосный год», песня «Я не видел войны» А. Макаревича, песня «От героев былых времен» Р. Хозака.

Оборудование урока: ноты песен «Журавли» Я. Френкеля, «От героев былых времен» Р. Хозака, видеофрагмент из фильма «Офицеры».

ХОД УРОКА

Пройдут года. Развеет угли ветер,
Там, где руины, вырастут дворцы,
И прочитают в книгах наши дети,
Как на Днепре сражались их отцы.
Ю. Кузес.
Эта память – верьте, люди, –
Всей земле нужна.
Если мы войну забудем,
Вновь придет война.
Р. Рождественский.
1. Введение в тему урока.
Здравствуйте! На протяжении 3-х уроков мы с вами говорили о Великой Отечественно войне, слушали и исполняли военные песни. Сегодня у нас завершающий урок, и мы поговорим на тему «Война глазами наших современников». Обратите внимание на доску. На ней выписаны два эпиграфа. Первый принадлежит Юрию Кузесу – одному из солдат Великой Отечественной война. Второй – Роберту Рождественскому. О чем же говорится в этих строчках?
В первом говорится о нас с вами – тех, кто живет спустя много лет после войны, тех, кто читает в книгах, учебниках о событиях войны. На прежних руинах выросли «дворцы». По сравнению с прежними военными домишками – наши дома действительно можно считать дворцами. Во втором говорится о необходимости помнить войну.
Война – это наша боль, наше горе. Прошли годы, десятилетия, а война все еще живет в нашей памяти. Конечно, на протяжении года мы, к сожалению, не так часто, вспоминаем наших ветеранов – и это очень печально; но в день 9 мая все преображается. Вся страна готовится к празднованию великого Дня Победы! И, удивительная вещь! Откуда-то начинают всплывать далекие звуки военных песен. Мы как будто бы вновь возвращаемся к тем годам. Скажите, почему через столько лет на сцене, на эстраде звучат песни, которые пелись в войну, в послевоенные годы? Только ли потому, что 9 мая? (Потому что эти песни близки народу, еще живы ветераны). Эти песни любимы народом. Они просты и искренне и в этом их сила и значение.
Послушайте, что сказал поэт Владислав Шошин: «Подлинному искусству присуща вечная молодость. Готовясь к 40-летию Победы, мы вновь и вновь убеждались в том, что и ныне по-прежнему необходим жизнеутверждающий пафос песен военных лет. В них – бессмертный огонь нашей Великой Победы. Они будут жить вечно!» И действительно, уже прошло не 40, а 65 лет после Победы, а песни до сих пор живут.
2. Сравнительный анализ песни «Журавли».
Сейчас очень часто можно услышать военные песни и песни послевоенной поры в современной обработке.
Предлагаю послушать известную уже нам песню «Журавли» сначала в исполнении современной группы «Високосный год», а затем в исполнении известного баритона Д. Хворостовского. Попытайтесь, не просто слушать, а анализировать, сравнивать между собой и с исполнением М. Бернеса.
(Напомнить песню «Журавли» в исполнении М. Бернеса). Итак, слушаем без перерыва, чтобы не разрушить впечатление.
♫ Песня «Журавли» в исполнении группы «Високосный год».
♫ Песня «Журавли» в исполнении Д. Хворостовского.
Какое исполнение вам понравилось больше? (Хворостовского). А почему? (Оно лучше; больше соответствует содержанию песни. Там точнее передается настроение). А какое характер у песни в исполнении группы «Високосный года» и почему оно не соответствует данной песне? (незатейливый, легкомысленный. Оно не соответствует содержанию стихотворения). А как Д. Хворостовский передает смысл песни? (Исполнение серьезное, осознанное, прочувствованное).
Да, посмотрите, насколько разными могут быть исполнения, хотя музыка и текст одинаковые. Как много зависит от исполнителя, какой смысл он вкладывает в произведение, как он его прочувствовал и до публики.
Как вы думаете, какое из этих двух исполнений ближе к оригиналу? (Исполнение Д. Хворостовским).
Заметьте, оба – современные исполнения, в современной обработке, но как по-разному они звучат!
Современные возможности музыкального искусства велики, но надо использовать их с толком. Я не против, современных обработок, среди них есть очень даже удачные, но в погоне за эффектами, нельзя забывать и о содержательной, смысловой стороне музыки.
И, согласитесь, что современное – это не всегда значит «попсовое» или развлекательное. Современное – это то, что актуально сейчас, и не всегда это зависит от времени создания музыкального произведения. Чувства вне времени. Во все времена люди любили, страдали, переживали. Классическая музыка – это тоже в какой-то степени современная музыка. Песни военной и послевоенной поры по праву считаются классикой отечественной музыкальной культуры, а классикой нужно обращаться осторожно.
3. Слушание песни «Я не видел войны» А. Макаревича.
Песни о войне писали не только во время войны, но, как вы уже в этом убедились, и после нее, даже спустя много лет
Предлагаю послушать вам песню А. Макаревича, написанную примерно в 80-е годы XX века. Послушайте внимательно, какая важная мысль заложена в этой песне?
♫ Слушание песни А. Макаревича.
(Война не требует громких и помпезных слов).
Обратите внимание на слова:
Кто всерьез воевал,
Почему-то не любит об этом.
Может быть от того,
Что об этом в словах не дано...
И:
Может быть про войну
Слишком много и громко не надо,
Чтобы ревом фанфар
Не спугнуть, не убить этот звук...

Они говорят нам о том, что ветераны не любят тех песен, которые поют сейчас и тех цветных фильмов, снятых о войне – «слишком цветно». О войне нужно говорить осторожно, тихо. Это такая песня, о которой стоит подумать. Там очень мудрые слова. В ней слышится тихая, печальная задумчивость.
4. Слушание и исполнение песни «От героев былых времен» Р. Хозака – Е. Аграновича.
В заключение урока я предлагаю вам исполнить песню из кинофильма «Офицеры» - «От героев былых времен».
А закончить наш урок и я хочу строчками Р. Рождественского («Послевоенная песня»).
Задохнулись канонады.
В мире – тишина.
На большой земле однажды
Кончилась война.

Будем жить, встречать рассветы,
Верить и любить,
Только не забыть бы это!
Лишь бы не забыть!

Как всходило солнце в гари
И кружилась мгла.
А в реке – меж берегами –
Кровь-вода текла

Были черными березы,
Долгими – года.
Были выплаканы слезы
Вдовьи навсегда.

Вот опять пронзает лето
Солнечная нить.
Только не забыть бы это!
Лишь бы не забыть!

Эта память – верьте, люди, –
Всей земле нужна.
Если мы войну забудем,
Вновь придет война.
Сильное стихотворение, правда? Последние строчки я взяла в качестве эпиграфа к нашему сегодняшнему уроку. О чем здесь говорится? (О войне забывать нельзя иначе вновь придет война).
5. Подведение итогов, оценивание.
В каждой семье есть воевавшие люди, поэтому война для всех – это боль и скорбь. И взгляд солдата, прошедшего войну или погибшего на войне, «словно высший суд» для нас (строчки из песни «Офицеры»). Мы должны брать с них пример, потому что они действительно совершили подвиг, и об этом забывать нельзя.

Контрольные вопросы и задания.

1. Определите по звучащему фрагменту произведение. Назовите композитора.
(А. Александров «Священная война»).
2. Первый исполнитель песни «Священная война».
(Ансамбль песни и пляски им. А. Александрова).
3. Перечислите композиторов-бардов, писавших о войне.
4. Какая песня о русском солдате является символом этого города? (Песня «Алеша» Болгария, г. Пловдив).
5. Назовите название картины и одноименной песни. («На безымянной высоте»). Иллюстрация картины В. Кохаля.
6. Каких вы знаете композиторов, писавших о войне?
7. Как вы думаете, в чем заключается сила и красота военных песен?
8. Дайте характеристику средствам музыкальной выразительности песни «День Победы».
9. Какие вы знаете фильмы о войне?
10. В чем современность и актуальность песен военной и послевоенной поры?
Категория: Работы педагогов Детского центра "Встреча" | Добавил: koshkavi (23.06.2011) | Автор: Балановская Ольга Александровна
Просмотров: 3946
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск