Детский епархиальный образовательный центр "ВСТРЕЧА" филиал при храме во имя апостолов Петра и Павла г.о. Самара

Четверг, 25.04.2024, 21:00

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Работы педагогов Детского центра "Встреча"

Проблемы преподавания ОПК в рамках дополнительного образования
Нравственный облик человека служит стержнем духовной жизни общества, содержание которой в значительной степени определяется отношением к религии и религиозным сознанием. Актуальность данной темы вызвана серьезными проблемами нравственного состояния и поведения подростков. Сегодня общество озабочено проблемой состояния нравственности среди школьников. И вопрос улучшения нравственного поведения подростков еще не имеет окончательного программного решения. Однако, по моему мнению, сделать это возможно лишь при условии духовного усовершенствования, что осуществимо только в религии, имеющей тысячелетний опыт воспитания духовной сферы человека. В самой общей форме можно сказать, что религия есть сфера духовной жизни общества и каждого человека в отдельности, что она есть способ практически-духовного освоения мира и область духовного производства. Поэтому целью моего исследования является нахождение путей спасения детей от морально-нравственного, а следовательно, и духовного падения. Это возможно только через привлечение ребят к ценностям религии и через осознание Бога. Бог является основанием религиозной нравственности, которая в отличие от любой другой морали предполагает веру. В религии вера и нравственность так тесно между собой соединяются, что трудно обозначить пределы, где оканчивается область одной и начинается влияние другой. Проблема веры является одним из важнейших вопросов человеческого бытия, так как, в первую очередь, она является методологией жизни. Основания веры лежат глубже знания и мышления, она по отношению к ним есть факт первоначальный, а поэтому и сильнее их. Однако вера – это чувство, которое тесно связано с незнанием. И наше сознание – через веру – наталкивается на бытие за пределами мысли, на нечто трагическое. Вера мыслящего человека во все времена существует только в связи с осознанием рационального. Также немаловажным является понятие жизненного основания. Жизненное основание – это определенная идея, вносящая тот смысл в нашу жизнь, который позволяет отличить именно жизнь от элементарного существования. Одной из проблем веры является кризис веры, который порождает нигилизм неверия в жизнь «как разочарование в жизни вообще». Решение этой проблемы лежит в освоении религиозных догматов Православия. Таким образом, религия представляет собой один из основных вариантов существования системы нравственных норм. В ней формируются истинные нравственные заповеди, которым человек должен следовать в жизни. §1. История формирования курса ОПК В 1985 г. происходит смена политического курса, получившего название «перестройка», включающего в себя среди прочего либерализацию политической системы. Широкое звучание теперь приобретает тема духовного выздоровления и возрождения общества, удобная в переходный период своей неопределенностью, потому что в понятие «духовности» всякий волен был вкладывать свое понимание. В первой половине 1990 г. шло активное обсуждение проекта общесоюзного Закона «О свободе совести и религиозных организациях». В Куйбышевской области представители церкви высказывались за законодательное разрешение факультативного обучения детей религии в школах; за упразднение атеизма в программах учебных заведений; за лишение атеизма преимуществ над религией и отделение его, как и религии, от государства. Позитивные изменения в государственно-церковных отношениях проявившиеся в процессе реализации Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий» от 25 октября 1990 года, оказали значительное влияние на активизацию верующих почти всех религиозных направлений. Начиная с 1990 года православные приходы области открыли около 30 воскресных школ, 2 богадельни. Воскресных школ могло бы быть и больше, так как многие религиозные организации хотели воспользоваться правом на их открытие или на проведение факультативных занятий по вопросам вероучения в учебных заведениях. Однако квалифицированных кадров для этого не хватало. Начиная с первых дней своего служения, Патриарх Алексей II стал предостерегать общество о последствиях нарушения этических норм и индифферентного отношения к порокам, приводящих к развалу института семьи, а в целом государства. Священнослужители постоянно говорили об отсутствии воспитательного компонента в школьном образовании, о пренебрежении к традиционным ценностям на ТВ и СМИ, о разрушительном воздействии алкоголя и наркомании. Церковь первая заговорила о демографической проблеме России, но в начале 90-х годов это был глас вопиющего в пустыне. Именно в это время школьные учителя поняли: что-то надо делать с детьми, которые были отлучены от традиционных ценностных ориентиров. Всем, особенно родителям и педагогам, стало ясно, что наше общество не выработало никаких идеологических и нравственных противодействий распущенности среди подрастающего поколения. С другой стороны, все понимали, что церковь имеет апробированную веками систему ценностей. Все вышеизложенное привело к интенсивному поиску путей решения воспитательной работы с детьми. Итогом этого поиска является формирование курса: «Основы Православной Культуры». Реализация этого курса в основном и дополнительном образовании идет с большим трудом. §2. Проблемы преподавания ОПК При организации преподавания ОПК в системе дополнительного образования возникает ряд проблем, которые нужно преодолеть совместными усилиями педагогов, родителей и воспитанников. Все возникающие проблемы можно подразделить на организационные, психологические и информационные. При рассмотрении организационных проблем курса ОПК возникают сложности с формированием возрастных групп воспитанников. Практически не существует одновозрастных групп среди среднего и старшего звена учащихся, что усложняет методику процесса воспитания и обучения, а так же затрудняет процесс разработки эффективной программы образования. Это особенно ярко выражено во вновь созданных системах дополнительного образования, которые не имеют отлаженной организациями образовательного процесса. Учреждения дополнительного образования не обеспечивают системного подхода воспитания и обучения детей, что приводит к отрывочному усвоению курса ОПК. Не последнее место в организации и реализации курса ОПК в системе дополнительного образования занимает материально-техническая база, которая к тому же имеет возможность быстро обновляться. Обеспечение эффективной реализации курса ОПК в системе дополнительного образования невозможно без сотрудничества педагога с родителями и с педагогами основной школы по вопросам воспитания подростков в православной традиции, а также воцерковления родителей и детей. В данном контексте «воцерковление» - не какая-то мистическая сущность, а общиность, возврат к своим историческим корням, осознание себя русскими. Исследуя психологические проблемы ОПК в системе дополнительного образования, нужно комплексно подходить к анализу данных проблем. И поэтому следует начинать с характеристики семейного воспитания и наследственности детей. Анализируя работы игумена Георгия (Шестуна) можно ясно представить верховенство семейного воспитания над всеми остальными. Выражение «семья – малая Церковь» мы встречаем на страницах Священного Писания. Церковь – это объединение, единство людей в Боге. Церковь самим существованием своим утверждает: с нами Бог! «… где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них…» (Мф. 18, 20). И христианскую семью важно понимать как «малую Церковь», то есть единство нескольких любящих друг друга людей, скрепленных живой верой в Бога. Ответственность родителей весьма велика: родители так же, как и духовенство призваны стать, в первую очередь, «свидетелями», то есть примерами христианской жизни и веры. Нельзя говорить о христианском воспитании детей в семье, если в ней не осуществляется жизнь «малой Церкви». Актуальной проблемой в настоящее время является наследственность: последствия курения, алкоголизма, наркомании, а также болезни, связанные с родами, – это, в первую очередь, все формы гиперактивности. Все это затрудняет подбор эффективных методов для реализации преподавания ОПК. Решением этих проблем является систематическая коррекция внимания, быстрая смена деятельности, многоразовая повторяемость информации и жесткий контроль поведения детей. Только при этих условиях можно достичь эффективного результата воспитания. Рассматривая информационные проблемы, влияющие на правильное понимание сути ОПК, в первую очередь нужно охарактеризовать СМИ и глобальную сеть Интернет. Пагубным следствием влияния глобальных коммуникативных сетей является искаженное поведение детей: с одной стороны необычайная скованность и недоразвитие речи, а с другой - высокая агрессивность и какая-то дикая, зашкаливающая демонстративность. Такой ребенок стесняется ответить на простейший вопрос, но при этом не боится кривляться при чужих взрослых, ползать под столом и т.д. Одним словом, он ведет себя неадекватно. Модели плохого поведения его притягивают, как магнит, хотя он зачастую не видит ничего подобного дома и, конечно, тысячу раз слышал от родных, что так себя вести нельзя. Уже в шесть-семь лет такие дети обожают боевики и отказываются смотреть наши отечественные мультфильмы и сказки - им неинтересно. Совсем уже странно то, что такие дети, во-первых, психически нормальны, а во-вторых, нередко растут в обеспеченных семьях, где у них есть все: и игрушки и развивающие игры, и книжки, их водят в разные детские студии и даже приглашают педагогов на дом. Существует, правда, один нюанс: практически все они с раннего возраста увлечены компьютерными играми и телевизором. В чем же дело? Может быть, малыши стали жертвой какого-то социального эксперимента? А если да, то какого? Современное западное искусство изменяет, деформирует психику ребенка прежде всего с помощью мультфильмов и компьютерных игр. Активно воздействуя на воображение ребенка, они прививают новые установки и модели поведения. И поэтому родители, и воспитатели должны тщательно подбирать видео- и аудиосредства для воспитания детей, а также выработать дисциплину просмотра фильмов и работы за компьютером для своих чад и воспитанников. Не менее серьезной проблемой является поиск православного метода в педагогике. В поиске его нужно оглянуться назад и начать возрождать систему христианского образования дореволюционного типа. Надо сказать, что в отечественной педагогике того времени можно найти драгоценный опыт, связанный с именами русских педагогов Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского, С.А. Рачинского, Н.И. Ильминского и многих других. Мы должны различать методы преподавания Закона Божия и преподавании гуманитарных и естественных дисциплин. Исходной точкой для организационного преподавания Закона Божия является богослужение, то есть сама жизнь Церкви. В богослужении слиты воедино все элементы религиозного бытия. Профессор Л. Зандер писал: «Здесь (в богослужении) мы найдем и Ветхий Завет, и Новый Завет, и догматику, и канонику, и историю Церкви, но не в раздельности и независимости друг от друга, а в едином гармоничном целом, во взаимном дополнении и объяснении – и в рамках религиозного искусства, насквозь проникающего собою каждый богослужебный момент. Это позволяет нам сделать вывод о том, что в системе религиозного преподавания богослужение должно быть не «курсом», а принципом, не объектом изучения, но методом. Люди, вжившиеся в церковное богослужение, неизменно оказываются обладателями цельного и органического миросозерцания». Любая методика, которая обеспечивает ребенку свободу восприятия, может быть использована в процессе православного образования. Творческие способности личности непосредственно связаны со свободой восприятия, с тем, что человек видит многое, чувствует многое. Наследие советской педагогики должно быть изучено, переосмыслено и вовлечено в практику преподавания ОПК. Метод диалога и проблемный метод обучения, опорные сигналы Шаталова и методика активизации учащихся в процесс обучения Занкова, опыт Сухомлинского, Амонашвили и многое-многое другое имеет право на жизнь и в православной педагогике. При организации преподавания ОПК следует учитывать возрастные особенности детей. И самым важным для воспитания является младший школьный и дошкольный возраст. Л.С. Выготский отмечал, что в дошкольном и школьном возрасте игра и занятия, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает деятельность детей. Л.С. Выготский видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу определяющую «зону ближнего развития». Воспитательная функция игр дошкольников заключается в том, что она служит средством удовлетворения разнообразных потребностей ребенка и развития его мотивационной сферы. В игре появляются и закрепляются новые интересы, новые мотивы деятельности ребенка. Следовательно, игропрактика является воспитывающим средством, которое способствует приобретению познания и навыков, используемых в последствии детьми младшего школьного возраста в жизненных ситуациях. 3. Развитие воспитательного потенциала ОПК в системе образования. Человек - венец Божьего творения: образ Божий в человеке. Священное Писание говорит, что творению человека предшествовало некоторое совещание Божественных Лиц: «Сотворим человека по образу нашему и по подобию нашему» (Быт.1,26). В православном богословии это совещание Божественных Лиц получило название Предвечного Совета. Свт. Григорий Нисский отмечал: «К одному только устроению человека Творец вселенной приступает как бы с осмотрительностью, чтобы вещество предуготовить для его состава, и образ его уподобить первозданной некоей красоте, и предназначить цель, для которой он будет существовать». В этих словах указаны три составляющие учения о человеке: состав человеческой природы, образ и подобие Божие в человеке, назначение человека. Образ Божий в человеке составляет неотъемлемое и неизгладимое свойство его природы, богоподобие же есть дело свободных личных усилий человека, которое может достигать довольно высоких степеней своего развития в человеке («будете совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный» Мф. 5,48.), но может иногда отсутствовать совершенно («велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» Быт. 6,5). Полным и всесовершенным отражением божественного образа Писа-ние называет лишь только Сына Божия - Иисуса Христа ( например, Евр.1,3; Кол. 1, 15 ). Человек же сравнительно является очень бледной и несовершенной копией этого несравненного образца, но, однако, он стоял в несомненной родственной связи с Ним и отсюда получил право на название «Его рода» (Деян. 17, 28), «сына или чада Божия» (Лк. 3, 38), а также и прямо – «образа и славы Бога» (1 Кор. 11, 7). Поэтому основная цель жизни человека – услышать зов Божий, обращённый к нему, и ответить на него. Термин «личность», столь широко применяемый в философии, социо-логии, педагогике и психологии, имеет чисто богословское происхождение. Его ввели в период тринитарных споров Великие Каппадокийцы (Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский) для обозначения Ипостасий Пресвятой Троицы ( Бог един по Сущности и троичен в Лицах. Каждое Лицо Троицы есть Личность: Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой). Применение понятия «личность» по отношению к человеку означает, что Иисус Христос (Бог-Слово – Вторая Ипостась Пресвятой Троицы) делает человеческую жизнь содержанием своей Божественной Личности. А, следовательно, вводит человеческую природу в состав Троицы, делая сопричастными к ней Бога Отца и Духа Святого. Именно благодать делает человека личностью. Личность человека, как и Божественная Личность Иисуса Христа, целостна, неделима, уникальна, непознаваема, неповторима. В христианстве нет серой массы, потому что человек осознает своё несовершенство и пытается исправиться. Исходя из этого должен строиться и весь процесс образования, как процесс воссоздания в человеке образа Божия. Православие учит, что основа человеческой жизни – жизнь духовная (нравственная), которая и делает нас людьми. Нравственность – настоятельная потребность существа, называемого «человеком», без которой он перестаёт быть таковым. Процесс духовно-нравственного воспитания должен способствовать добровольному вступлению молодого человека на путь самоочищения. Этот путь включает в себя, во-первых, покаяние, что означает изменение ума, а во-вторых, кризис, то есть суд человека над собой, приводящий к полной переориентации личности, её радикальному обновлению. Преподобный Иоанн Лествичник учит, что «покаяние есть завет с Богом об исправлении жизни». Вот учитель и должен подвести ученика к заключению такого завета. Таким образом воспитательный потенциал ОПК можно свести в алгоритмическую систему: 1) На первой ступени (дошколята) реализации обучения ОПК нужно мотивировать детей на Божественную любовь к жизни и ко всему живому; 2) На второй (младшие школьники) культивировать Божественную любовь с усложнением программы воспитания и обучения; 3) На третьей ступени (средний школьный возраст) сочетать учебные программы гуманитарных и естественных предметов с учебными программами ОПК (так называемая методика доказательств); 4) На четвёртой ступени (старший школьный возраст) научить анализировать информационный шквал окружающего социума с учётом имеющихся знаний и верой в Божественную любовь. При следовании этому весьма простому алгоритму можно достигнуть наивысших результатов воспитания детей в Православной традиции. В городском округе Самара и в Самарской губернии уже с 1990 года действуют воскресные школы, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Радонеж», сеть детских епархиальных образовательных центров, но не существует единой методической базы и поэтому каждое подразделение самостоятельно выстраивает методику преподавания ОПК. Таким образом задача нашего подразделения ДЕОЦ «Встреча» наладить тесное сотрудничество со всеми образовательными структурами по вопросам преподавания ОПК. Современная жизнь с её новыми технологиями и запросами создаёт у человека новое мировоззрение, которое представляет собой сплетение безграничных желаний и не основывается на приоритете Божественных законов и установлений. Без понятия о Боге у человека нарушается иерархия ценностей, что ведёт к внутреннему кризису личности. Ведь когда душа человека не получает пищи, не «живится Духом Святым», она обречена на деградацию. Во избежание этого губительного процесса образовательно-воспитательные учреждения должны способствовать слиянию Божественного Откровения с научно-техническим развитием. И тогда мы сможем решить задачу формирования духовно-нравственной личности XXI века. Литература 1. Андреева О.А. Роль РПЦ в формировании духовно-нравственной личности XXI века // http://deoc-vstrecha.ucoz.ru/ 2. Бархоткин В.А. Духовно-нравственное воспитание и образование детей в православной традиции. Уч.-мет. пособие. – Самара: 2007- 259с. 3. Битков А.В., Николаева Ю.В., Валовикова О.П. Отношение к религии и ее место в студенческой жизни // Потенциал развития непроизводственной сферы в крупных промышленных городах Поволжского региона: взгляд молодых профессионалов: сб. ст. Третьей международной научно-практической конференции. В 2 ч. Ч. II / Поволжский гос. Ун-т сервиса. – Тольятти: Изд-во ПВГУС, 2009. – С. 251-256. 4. Иванова О.В. Игропрактика как воспитывающее средство в среде младших школьников // Потенциал развития непроизводственной сферы в крупных промышленных городах Поволжского региона: взгляд молодых профессионалов: сб. ст. Третьей международной научно-практической конференции. В 2 ч. Ч. II / Поволжский гос. Ун-т сервиса. – Тольятти: Изд-во ПВГУС, 2009. – С. 243-246. 5. Лапшина Е.К. Философская вера как жизненное основание философа // Потенциал развития непроизводственной сферы в крупных промышленных городах Поволжского региона: взгляд молодых профессионалов: сб. ст. Третьей международной научно-практической конференции. В 2 ч. Ч. II / Поволжский гос. Ун-т сервиса. – Тольятти: Изд-во ПВГУС, 2009. – С.350-355. 6. Ляпина А.В. Начало возрождения Русской православной церкви в годы перестройки и ее влияние на социокультурную жизнь Куйбышевской (Самарской) области // Потенциал развития непроизводственной сферы в крупных промышленных городах Поволжского региона: взгляд молодых профессионалов: сб. ст. Третьей международной научно-практической конференции. В 2 ч. Ч. II / Поволжский гос. Ун-т сервиса. – Тольятти: Изд-во ПВГУС, 2009. – С.355-361. 7. Игумен Георгий (Шестун). Православная педагогика. Издание 4-е. – М.: ПРО-ПРЕСС, 2010. – 672 с.
Категория: Работы педагогов Детского центра "Встреча" | Добавил: koshkavi (10.06.2011) | Автор: Андреева Оксана Андреевна
Просмотров: 3405
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск